Изменения в системе утилизационного сбора в России: основные моменты и нововведения
Изменения в системе утилизационного сбора в России: основные моменты и нововведения
Утилизационный сбор в России был введен с целью стимулирования обновления автопарка страны, а также для обеспечения экологической безопасности. Основная идея заключалась в том, чтобы сделать стоимость ввоза старых и экологически небезопасных автомобилей невыгодной для импортеров, а также стимулировать отечественных производителей к утилизации своей продукции.
История утилизационного сбора:
Первоначальная программа утилизации (2009-2011 гг.): Владельцы старых автомобилей могли получить скидку на новый автомобиль, произведенный в России, сдав свой старый автомобиль на утилизацию.
Введение утилизационного сбора (2012 г.): Сбор был введен как мера защиты российского рынка от потока старых иномарок после присоединения России к ВТО.
Расширение сбора (2013 г.): Утилизационный сбор стал взиматься не только с импортеров, но и с российских производителей. Однако, производители могли избежать уплаты сбора, взяв на себя обязательства по утилизации своих автомобилей.
Индексация сбора (2019 г.): Правительство РФ приняло решение о повышении ставок утилизационного сбора, что вызвало рост стоимости автомобилей на рынке.
В целом, утилизационный сбор стал одним из ключевых инструментов государственной политики в области автомобильной промышленности. Его введение позволило поддержать отечественных производителей, а также снизить экологическую нагрузку от эксплуатации старых автомобилей. Но, как и любая экономическая мера, утилизационный сбор вызвал и определенные дискуссии и критику со стороны экспертов и потребителей.
Изменение коэффициентов утилизационного сбора
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 г. N 1118 принесло ряд ключевых изменений в систему уплаты утилизационного сбора. Эти изменения направлены на регулирование рынка автомобилей, стимулирование использования экологически чистых транспортных средств, а также на учет интересов различных категорий граждан и организаций.
Новые коэффициенты и правила расчета действуют в отношении транспортных средств, ввезенных после 1 августа 2023 года.
Основные изменения:
Значительно повышены коэффициенты на легковые автомобили для юридических лиц.
Значительно повышены коэффициенты на грузовые автомобили, грузопассажирские автомобили, у которых размер утилизационного сбора исчисляется как на грузовой — для юридических и для физических лиц.
Введено понятие "транспортного средства для личного пользования" — ТС должно быть зарегистрировано на лицо, которое его ввезло в течении 12 месяцев, либо на другое лицо по истечении 12 месяцев с даты ввоза.
Ключевые изменения для физических лиц, ввозящих легковое транспортное средство для личного пользования:
для электромобилей размер утилизационного сбора составит 3400 руб. или 5200 руб. в зависимости от года.
для транспортных средств объемом до 3 000 см3 размер утилизационного сбора не меняется.
для автомобилей объемом свыше 3 000см3 размер утилизационного сбора будет уплачиваться по коэффициентам, действующим для юридических лиц.
Для физических лиц, которые ввозят легковые транспортное средства не для личного пользования, а также в отношении второго и последующего авто — размер утилизационного сбора подлежит уплате, как для юридических лиц.
Скачать расчёты утилизационного сбора
15 августа были разъяснены детали администрирования утилизационного сбора на вебинаре ФТС России. С 2025 года изменится размер утилизационного сбора на электромобили. Обязанность доплаты утилизационного сбора лежит на продавце, но покупатель также может его доплатить. Льготная ставка утилизационного сбора оплачивается один раз за все время, хотя предполагаются поправки. Для транспортных средств, ввезенных до 1 августа 2023 года, сохраняются старые коэффициенты утилизационного сбора.
Подготовка комплекта документов для прохождения таможни
Заполните форму и мы сами оперативно свяжемся с Вами!
#FORM_8#
Корректировки от минпромторга:
Минпромторг планирует скорректировать утилизационный сбор, как отражено в проекте будущего постановления, опубликованного на сайте "КонсультантПлюс". Это следует после вебинара ФТС России 14 августа, где обсуждались детали администрирования сбора. Предполагается, что текущее постановление от 7 июля 2023 года №1118 было опубликовано в спешке и требует доработки.
Самые частые вопросы про утилизационный сбор:
Где находится абзац третьего подпункта "а" пункта 2 и как его понимать?
Ответ: Данный абзац как правовая норма является исключением, которое вступит в юридическую силу не с 1-го августа 2023, а с 1-го января 2025 года, в отличии от остальных правовых норм, закреплённых в постановлении № 1118. Согласно новостным статьям "КонсультантаПлюс" и Минпромторга — третьем абзацем подпункта "а" пункта 2 является: "Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой". В связи с этим, стоит понимать следующее, что коэффициент для ТС с электродвигателями изменится только с 1-го января 2025 года.
У меня автомобиль 2 литра, если я продам его в течение года, какой коэффициент нужно применить?
Многие владельцы автомобилей привыкли "округлять" объем двигателя. Но для целей исчисления таможенных платежей, а также для ЭПТС, указывается точный объем. Например, "двухлитровая" HONDA STEPWGN с моделью двигателя LFA имеет объем 1993 см3. Значит применяем коэффициент от 1000 см3 до 2000 см3.
Изменился ли утилизационный сбор для мотоциклов? И какого размера он будет?
В настоящее время на импортируемые мотоциклы не предусмотрена уплата утилизационного сбора.
Как нововведения работают на практике, и какие проблемы существуют:
Обязанность по уплате утилизационного сбора лежит на импортёре. Разъяснено органами ФТС;
На данный момент ни одна государственная структура не берет на себя полномочия по принятию доплаты утилизационного сбора, в случае продажи автомобиля физлицом менее, чем через 12 месяцев с даты ввоза;
Официальных разъяснений от госструктур в открытых источниках нет. Единственным правовым поясняющим документом можно считать письмо от налоговой службы органам ФТС, в котором разъяснено, что полномочия по принятию доплаты утилизационного сбора на ФТС. Сама же таможня технически не способна принимать данную доплату и данный процесс никак не регламентирован.
Надеяться на то, что утилизационный сбор не доначислят не стоит, ввиду того, что Постановление №1118 до сих пор не отменено — многие эксперты предполагали, что будет наложен мораторий по аналогии с Эра-Глонасс;
Мы направили запрос в Минпромторг по разъяснению спорных вопросов, более двух месяцев назад, но до сих пор ответ на него не получили.
*При поступлении новых сведений, данная статья будет обновляться
Оказываем любые услуги по таможенному оформлению
Заполните форму обратной связи, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.