Успешное развитие современного бизнеса предполагает выход на международный уровень. Внешнеэкономическая деятельность дает возможность расширить объем предпринимательства, привлечь новых клиентов и поднять конкурентоспособность компании на отечественном рынке.
Ежегодно заключаются международные торговые контракты, импортируются товары, оборудование, экспортируются сырье и производимая в России продукция. Перед выходом на международный рынок предприниматель должен уяснить для себя, что такое ВЭД, с какими правовыми, таможенными, бухгалтерскими и другими нюансами придется иметь дело. Узнать, как стать участником ВЭД, какие базовые задачи стоят перед фирмой, решившей покорять внешний рынок, можно из этой статьи.
Профессиональный участник ВЭД
Поможем участвовать в ВЭД. Оставляйте заявку и мы вам перезвоним
Что такое ВЭД?
ВЭД (внешнеэкономическая деятельность) – это коммерческие операции, проводимые между разными государствами (экспорт/импорт товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, транспортировка и страхование грузов).
Начиная международную торговлю, следует понимать, что здесь есть свои особенности и сложности.
Снижение конкурентоспособности России на внешних рынках из-за введения санкций странами ЕС и США.
Изменения российского таможенного законодательства в сфере ВЭД в условиях пандемии.
Несовершенство нормативно-правовой базы в отношении ВЭД: многие документы допускают разночтение, а более половины из них не ориентированы на практический опыт международной торговли в России.
Использование «черных» и «серых» коррупционных схем при уплате налогов и таможенном декларировании.
Неопытность и юридическая неосведомленность российских бизнесменов, ведущих ВЭД.
Регулярно обновляющееся законодательство в отношении торговли со странами ЕАЭС.
Несмотря на заметный прогресс по сравнению с 2017-2018 годами, экспортный потенциал РФ не задействован в полном объеме, так как санкции ведут к повышению цен и падению спроса на товары. В результате предприниматели терпят убытки. Самостоятельный выход на международный уровень в качестве участника ВЭД поможет сократить расходы и найти наиболее выгодные зарубежные рынки закупки и сбыта продукции.
Совет. Статус участника ВЭД нужен лишь в том случае, если деятельность принесет прибыль. Начинать международную торговлю выгоднее и проще, если есть опыт успешной коммерции в пределах страны и юридические познания в этой сфере.
Как начать ВЭД – подготовка
Начало любого коммерческого предприятия всегда сопряжено с трудностями и рисками. Особенно это касается международной коммерции. Но и перспективы в случае успеха будут гораздо шире, а доход – выше, чем при внутренней торговле. Поэтому первый этап подготовки к регистрации участника ВЭД – это анализ и сопоставление всех рисков и выгод предприятия. Взвесьте все «за» и «против».
Статус участника ВЭД: перспективы и сложности
Статус участника ВЭД открывает перед компанией, решившей осваивать международный рынок, широкие возможности:
раздвинуть границы бизнеса, тем самым ускорив его развитие;
расширить круг потенциальных покупателей;
выйти за пределы отечественного рынка на международный уровень, тем самым повысить репутацию фирмы;
изучить и взять на вооружение лучшие образцы мирового опыта ведения бизнеса;
повышать качественный уровень компетентностей сотрудников компании для соответствия международному уровню;
вести торговлю непосредственно с изготовителем, минуя услуги перекупщиков (возможность получения скидок; контроль качества продукции, гарантийных обязательств по срокам эксплуатации товара);
Какие специалисты нужны для ведения ВЭД?
Бухгалтер ВЭД. В задачи сотрудника будет входить учет экспортируемой/импортируемой продукции, расчет и оплата налогов, пошлин и сборов, операции с валютой, ведение финансовой и составление отчетной документации.
Декларант (специалист по таможенным операциям), который занимается оформлением товаров на таможне. Должен уметь правильно составлять таможенные декларации и подбирать коды ТН ВЭД – от этого зависят сроки, в которые товар будет выпущен с таможни.
Менеджер ВЭД. В обязанности специалиста входит поиск зарубежных партнеров и ведение с ними переговоров, составление и ведение клиентской базы, подготовка документов к сделке, организация поставок товара. Большим плюсом будет опыт менеджера в логистике.
Важно! Планируя заняться внешней коммерцией, нужно привлекать к работе только квалифицированный персонал. Чтобы избежать ошибок, которые в конечном счете обойдутся дорого, рекомендуется сотрудничать со специалистами узкого профиля, уже имеющими опыт ведения ВЭД, а не расширять обязанности рядовых сотрудников из желания сэкономить. Это будет способствовать успешному развитию бизнеса и повышению репутации компании.
Особенности выбора поставщика и рынка сбыта
Покупать и продавать товар нужно выгодно: это обеспечит правильно сделанный выбор поставщика и анализ рынка сбыта. Выбирая поставщика, нужно обратить внимание на репутацию потенциального партнера; ассортимент, цену и качество предлагаемой продукции; скидки и бонусы, предоставляемые производителем; условия доставки товара.
Чтобы найти хорошие рынки сбыта, нужно изучить спрос на товары. Если ниша заполнена, возможность конкурировать есть даже у нового участника ВЭД, который грамотно подойдет к решению проблемы: привлечет ценой, качеством продукции, натуральным составом, использует эффективную рекламу. Кроме того, ускорить продажу продукции можно с помощью:
изучения опыта зарубежных компаний;
заключения сделок с производителем напрямую;
работы с надежными посредниками, имеющими налаженные каналы поставок продукции;
сотрудничества с оптовиками, занимающимися экспортом/импортом товаров с наработанной клиентской базой;
создания своей дилерской сети;
предложения сотрудничать с зарубежными фирмами по франшизе.
Важно! Выбирая партнера, обратите внимание, есть ли коммерческие международные договоренности между Россией и страной, с которой планируется ведение ВЭД. Это даст возможность формирования эффективных каналов сбыта готовой продукции и услуг, сырья, открытия совместных фирм за рубежом и в России.
Какую организационно-правовую форму выбрать?
Для того, чтобы начать международную торговлю, компании – будущему участнику ВЭД необходимо зарегистрировать организационно-правовую форму в налоговом органе, выбрав оптимальный вариант для ведения бизнеса.
Если планируется сотрудничество с крупной иностранной фирмой, лучшим вариантом будет регистрация ООО. К преимуществам этого вида организации относится высокий статус доверия зарубежных партнеров, банковских учреждений и покупателей. А главное – общество с ограниченной ответственностью может вести ВЭД по общей системе налогообложения, что значительно упрощает работу.
Предприниматели, выступающие в качестве посредников или ведущие мелкооптовую торговлю, могут ограничиться регистрацией ИП.
Что нужно для ВЭД
После того, как просчитаны все риски и выгоды предприятия, пройдена регистрация в налоговых органах и набран штат специалистов, фирма может начинать деятельность, которая включает следующие этапы.
Анализ рынка и поиск товаров. Для этого проводится мониторинг предложений конкурентов, изучается спрос на интересующую продукцию, оцениваются услуги поставщиков.
Разработка своей стратегии закупок и сбыта. Здесь можно обратиться как к опыту конкурентов, так и создать свою схему. Например, сделать закупку мелкой партии товара у посредника, затем, в случае успешной реализации выйти на производителя и заключить сделку с ним, предварительно проанализировав ее целесообразность. Если выгоды нет, подумать о смене ассортимента.
Открытие валютного счета в банке, мониторинг курса и закупка валюты для торговли с зарубежными партнерами.
Подписание внешнеторгового договора с поставщиком. Фактически документ представляет собой контракт купли-продажи, где должны быть отражены:
общая сумма сделки;
условия поставки товара согласно Инкотермс. 2010;
список сопроводительных документов, отправляемых с грузом;
описание ответственности сторон контракта;
платежные реквизиты продавца и покупателя;
контактная информация;
условия форс-мажора.
Следует знать! Вместо паспорта ввели процедуру учета контракта (кредитного договора) в банке. От какой суммы в 2021 году ведется постановка контракта на учет в банке, сказано в Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И. Сумма договора должна быть больше или равна эквиваленту 6 млн руб. по экспортному контракту, 3 млн руб. – по импортному контракту (кредитному договору).
Оплата товара. В договоре обязательно указываются условия (полная предоплата, авансирование, отсрочка) расчета за товар, коды расчета и валюта оплаты. В банк предъявляются для проверки внешнеторговые договора на сумму от 3 млн руб. (при импорте) и от 6 млн руб. (при вывозе продукции). С 1 марта 2018 года справка валютной операции для открытия счета в банке не требуется, так же, как и на все сделки суммой до 200 тыс. рублей.
Поиск транспортной компании. Для оптимизации расходов нужно выбрать самый выгодный вариант перевозки груза. Для небольших объемов и нерегулярных поставок можно воспользоваться услугами экспедиторской фирмы, которая доставит товар «до двери».
Важный момент! Желательно, чтобы перевозчик имел свой офис за рубежом: это поможет решить проблемы с транспортировкой, если они возникнут. Кроме того, солидная и надежная компания-перевозчик должна предоставить право заказчику отслеживать движение груза. Если такой опции не предусмотрено, ищите другую фирму.
Может ли ИП стать участником ВЭД. И что для этого нужно?
Согласно ТК ЕАЭС, статус участника внешнеэкономической деятельности может быть присвоен как юридическому, так и физическому лицу. Исходя из этого, индивидуальный предприниматель имеет полное право получить код – стать участником.
Для этого ИП нужно оформить электронно-цифровую печать для подачи декларации и предоставить в Федеральную таможенную службу пакет документации, о котором будет сказано ниже.
Какие нужны документы для регистрации участника ВЭД в таможенных органах
Для оформления учетной карты участника ВЭД нужно при подаче декларации подготовить пакет документации. Список бумаг зависит от статуса подателя заявления. Физическому лицу необходимо представить паспорт и ИНН. Перечень бумаг для юридического лица наиболее объемный.
Документы из МНС: о постановке на учет – ИНН; о внесении в Единый Государственный Реестр с кодом ОГРН (копия).
Учредительная документация фирмы (решение учредителей об открытии ООО) с приложенными изменениями в документах и свидетельствами об их регистрации. Предоставляются нотариально заверенные копии в формате Word.
Устав компании с информацией об учредителях (копия).
Выписка из ЕГРЮЛ (копия).
Приказы о назначении генерального директора компании, главного бухгалтера (копии).
Какие нужны документы для импорта
Для таможенной очистки ввозимых товаров подготавливается определенный пакет документации. Перечень зависит от категории товаров, страны происхождения и других составляющих. Основной список бумаг, которые понадобятся обязательно:
внешнеэкономический договор (язык – английский, русский);
упаковочный лист (сведения об объеме, количестве мест груза) на русском и английском языках;
сертификат просхождения товара;
Дополнительный список документов зависит от характеристик товара и условий доставки.
коносамент (для морских перевозок);
железнодорожная накладная (при перевозках ж/д транспортом).
Дополнительный список документов зависит от характеристик товара и условий доставки, эту информацию следует получить в таможенном пункте, где груз будет проходить очистку.
Поможем с документами на таможне
Заполните форму обратной связи, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
#FORM_8#
Рекомендации к началу самостоятельной работы в качестве участника ВЭД
Решив заняться внешней торговлей, получив начальное представление о том, с чем придется столкнуться, оцените свои возможности, просчитайте плюсы и минусы. Охватить сразу всю информацию и все учесть сложно, но будет нелишним прислушаться к рекомендациям бизнесменов, имеющим опыт ведения ВЭД.
Займитесь подготовкой документации заблаговременно, чтобы не задерживаться при прохождении таможни.
Импортируя бытовую технику, убедитесь, что товар не контрафактный (не нарушено право интеллектуальной собственности).
Планируя сделку, просчитывайте заблаговременно выгоду и риски контракта.
Если решите проходить таможенную очистку своими силами, будьте готовы, что сумма налогов и пошлин может обойтись в 50% стоимости груза. Отсюда совет – не экономьте на знающих специалистах!
Отслеживайте груз: вы должны быть уверены в соблюдении сроков и условий поставок.
Если себестоимость сделки высока – не спешите отказываться. Постарайтесь оптимизировать траты: можно, например, сократить расходы на перевозку или обратиться к опытному таможенному представителю.
Внимательно следите за изменениями в таможенном законодательстве и учитывайте их в своей деятельности. Помните, что срок таможенного контроля – 3 года, это значит, что в течение этого времени ФТС может проверить все декларации и сделать доначисление пошлин. Поэтому всю документацию за это время нужно сохранять.
Отличие самостоятельной работы с таможней от работы с брокером
Занимаясь внешней торговлей, предприниматель может проходить оформление груза на таможне самостоятельно или довериться специалисту – таможенному представителю. Это компания-посредник, представляющая интересы бизнесмена на таможне. Какое решение принять и что выгоднее?
Главный плюс самостоятельного прохождения таможни – в отсутствии необходимости платить брокеру.
Но каждый потраченный день бизнесмена – это потерянные средства, поэтому многие компании заключают договора с фирмами – посредниками между участниками ВЭД и таможней. Именно таможенные представители будут заботиться о том, чтобы товар прибыл вовремя, а расходы на очистку были минимальны. Какие выгоды вы приобретаете, обращаясь к брокеру?
Решение всех вопросов, связанных с таможенным оформлением:
консультации;
сбор документации;
оплата таможенных сборов
Если внешняя торговля для предпринимателя – дело новое, помощь квалифицированных специалистов, в том числе, и таможенных представителей, потребуется наверняка. Можно попробовать получить опыт самостоятельно, однако штрафные санкции за нарушения или ошибки могут значительно испортить первое впечатление. Если довериться надежному брокеру, все вопросы, связанные с документацией, таможенным оформлением и оптимизацией платежей, будут решены в оптимальные сроки и с максимальной выгодой для заказчика – участника ВЭД.