После Второй мировой войны Европейской экономической комиссией ООН была разработана Конвенция о международных дорожных перевозках (МДП), которая упрощала процедуру автомобильной транспортировки грузов между государствами.
Конвенция приняла окончательную форму в 1975 году, а с 1978 вступила в силу. Согласно ее положениям, перевозка грузов между странами-участницами Конвенции осуществляется с применением книжки МДП (международное название - Carnet TIR).
Пометка TIR на грузовом транспорте обозначает международную перевозку товара по книжке МДП. Аббревиатура TIR расшифровывается как Transport International Rout и в переводе с французского на русский звучит как международные дорожные перевозки (МДП). Таким образом, книжка МДП и Carnet TIR - названия одного и того же документа.
Carnet TIR (книжка МДП) - это вид таможенного транспортного документа, дающий право перевозчику на международное перемещение грузов в рамках Конвенции МДП. От обычной транспортировки такая перевозка отличается тем, что контейнер (или кузов) с грузом в стране отправления опечатывается и опломбированным следует транзитом через третьи страны до пункта назначения.
Книжка МДП применяется к перевозкам на автотранспорте и прицепах через территории государств, подписавших Конвенцию TIR - на 2021 год это более 70 стран. Причем во время перевозки с применением Carnet TIR таможенный контроль применяется на всем пути следования груза.
Назначение книжки МДП - максимально упростить и ускорить доставку товара за счет сокращения сроков прохождения таможенных процедур на границе. Использование документа необходимо для начисления таможенных платежей и страхования убытков при транспортировке грузов. Перевозка по книжке МДП позволяет не проходить полную таможенную очистку опечатанному контейнеру (грузовому автомобилю) на транзитных границах. Какие льготы предоставляет книжка МДП?
С 21.05.2021 вступило в силу приложение 11 Конвенции о введении процедуры eTIR (электронного обмена данными), что служит эквивалентом бумажного варианта книжки МДП. Таким образом, в ближайшей перспективе книжка МДП станет электронной, что повысит ее эффективность для международного перемещения грузов.
Пока книжка МДП существует только в бумажном варианте. Документ содержит все сведения о транспортируемом товаре, необходимые таможенным органам для учета и контроля, а также номер машины, реквизиты пломбировки и пометки таможенных органов. Книжка МДП представляет собой большой блокнот с парным количеством листов - 4, 6, 14, 20. Каждая пара листков (1 белый, 1 зеленый) предназначается для одной операции МДП. Книжка состоит из следующих чвстей:
Каждой книжке МДП присваивается уникальный номер в виде двух букв латиницы и последующих семи цифр. Срок действия документа ограничивается сроком 1 год. Дата завершения действия указана на печати, которая проставляется на обложке книжки. Термином "срок действия" обозначается последний день, когда можно открыть книжку МДП и начать перевозку груза по Конвенции TIR.
Здесь вы сможете скачать образец книжки МДП (бланк обложки, грузового манифеста, отрывных листков и корешков, протокола и задней части обложки) и ознакомиться с форматом и разделами документа. При отсутствии опыта заполнения книжки МДП вам придется изучать массу товаросопроводительной документации или обратиться к таможенному специалисту.
Книжки МДП (Carnet Tir) получают в представительствах IRU стран-участников конвенции TIR, а в Российской Федерации документы выдаются Ассоциацией международных автоперевозчиков (АСМАП).
Для того, чтобы иметь право осуществлять перевозки по Конвенции TIR и получить книжку МДП, потребуется пройти несколько этапов.
Кроме того, каждый грузовой автомобиль (контейнер, прицеп) должен иметь сертификацию для международных перевозок.
Информация в книжку МДП (Карнет ТИР) вносится представительством IRU (в России - АСМАП), ее владельцем, а также таможенными органами. Заполнение книжки МДП проводится таким образом:
При прохождении таможенных процедур на границе из книжки МДП в определенном порядке отрывают листы, а корешки остаются у представителя перевозчика - водителя грузового транспорта. Для одного пропускного пункта предназначена пара листов: белого и зеленого цвета. Первый лист свидетельствует об открытии МДП, второй - о его закрытии. В открытом ТИР - нечетное число корешков, в закрытом - четное.
Важно не путать начало транспортировки груза и ее завершение с открытием и закрытием МДП: это неверно. Как до процедуры МДП, так и после нее последующая перевозка может проходить по другой схеме. Чтобы не ошибиться, следует руководствоваться при подсчете листов Carnet Tir таким правилом: первый отрывной лист - начало процедуры МДП на пункте таможенного контроля, второй лист - выход из-под таможенного контроля и завершение МДП.
Функционирование данной системы в России обеспечивается Ассоциацией международных автоперевозчиков (АСМАП). Несмотря на то, что Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 2013 году, на использование книжек МДП в пределах территории страны ФТС вводила серьезные ограничения, особенно в сфере импорта.
Причиной стал затяжной конфликт между ФТС и АСМАП, связанный со спорными вопросами растаможивания грузов. В результате ФТС обозначила, что МДП не является гарантом обеспечения уплаты таможенных пошлин.
В других странах Таможенного Союза (Беларуси, Казахстане) ТИР действует без ограничений. В итоге при импорте товаров ФТС все-таки работает с МПД, но только на закрытие процедуры: сама таможенная служба РФ ее не открывает. Таким образом, это привело к возникновению сложностей.
Итак, после прохождения первого поста российской таможни МПД закрывается, дальнейшее перемещение груза требует оформления транзитных деклараций и предоставления гарантийного обязательства уплаты таможенных сборов.
Стоит отметить, с апреля 2018 года Минфина РФ от 24.10.2017 № 159н "О перемещении товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП", условия применения Carnet TIR в России несколько расширились.
Для проверки и отслеживания книжек МДП международная организация IRU создала специальное приложение - SafeTIR. Это сделано с целью предупреждения рисков и открытия доступа к сведениям о перевозке всем ее участникам. Программа CUTE-Wise, через которую работает приложение, дает возможность проверить каждый документ круглосуточно.
Система SafeTIR выполняет следующие функции:
Таможенные пункты передают в IRU информацию об окончании перевозки МДП, через 1-1,5 суток сведения уже доступны перевозчику, страховым компаниям, таможенной службе, организации, выдавшей.
Перемещение грузов через границу с использованием книжки МДП позволяет перевозить товар в страны-участницы Конвенции ТИР без документов, обеспечивающих уплату пошлин - книжка сама является гарантией оплаты таможенных сборов. Лимит гарантии по платежам - 60 тысяч евро, если пошлины превышают указанную сумму, процедура МДП для перевозки не применяется.
Если груз, перемещаемый через границу, не доставлен до места назначения по какой-либо причине, ответственность с перевозчиком за неуплату пошлин разделяет организация, выдавшая Carnet TIR.
Книжка МДП используется для перевозки одной партии товара автотранспортом, однако разрешает доставлять груз нескольким получателям (количество до 4), а также может использоваться при мультимодальных перевозках.
На промежуточных таможенных пунктах полная проверка опечатанного груза не проводится, поэтому транспортируемый товар освобождается от уплаты таможенных пошлин и сборов. Если у таможенных служб имеются сомнения в доставке груза, они могут применить физическое сопровождение.
Во всех странах- участницах Конвенции МДП запрещены перевозки с Carnet TIR спиртосодержащей продукции (кроме вина и пива), а также табачных изделий (кроме табака-сырца).
При заполнении книжки МДП следует быть предельно внимательным: помарки, исправления не опускаются. Если необходимы корректировки, перевозчик вносит их, заверяя достоверность написанного своей подписью и строчной печатью. Затем исправления проверяются и заверяются таможенными органами. Любые неразборчивые записи допускают разночтения, а значит, делают книжку МДП недействительной.
Кроме того, вся информация, указанная в документе, должна быть правдивой, доскональной и точной. Любые искаженные, ложные, неполно указанные сведения могут привести к аннулированию книжки и штрафу от АСМАП, наложенному на перевозчика. А перевозимый груз могут задержать на границе на время переоформления документации, что послужит причиной сорванных сроков доставки.