В 1961 году была принята и вступила в действие Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ). Среди ее участников 55 государств. В основном это европейские страны и республики бывшего СССР.
Конвенция регулирует автомобильные перевозки, во время которых место отправления или место получения груза находится на территории одной из стран-участниц КДПГ. Подтверждением договора о перевозке является транспортная накладная CMR.
Аббревиатура CMR - это сокращение от официального названия Конвенции на французском языке (Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route).
Таким образом, CMR - накладная, подтверждающая заключение договора международной перевозки грузов автомобильным транспортом, в соответствии с которым место отправки или место получения товара находится на территории государства, присоединившегося к КДПГ.
Конвенция не применяется (следовательно оформления накладной CMR не требуется) при перевозке:
Автотранспортная накладная CMR гарантирует, что в случае возникновения спора между отправителем, получателем и перевозчиком, разрешен он будет с применением норм Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. CMR-накладная выполняет следующие функции:
Не смотря на то, что CMR - важнейший документ, сопровождающий груз на протяжении его международной доставки, повреждение, утеря или неправильное заполнение накладной не влечет за собой прекращение действия или изменение условий договора перевозки.
Оформление накладной ЦМР требуется в том случае, если соблюдены все из нижеперечисленных условий:
В случае несоблюдения хотя бы одного из этих пунктов сторонами договора о перевозке оформляются другие товаротранспортные документы, отвечающие целям и задачам контрагентов.
Так как CMR оформляется перед отгрузкой товара, обязанность по ее заполнению возлагается на грузоотправителя и перевозчика. Отправитель заполняет графы с информацией о себе, получаете, характеристиках груза, условиях оплаты, местах погрузки и разгрузки и так далее (графы с 1 по 15, а также 21 и 22).
Перевозчик указывает информацию о себе, других перевозчиках (если их участие необходимо), транспортном средстве своих замечаниях к грузу, если таковые имеются (графы с 16 по 19, 23, 25-29). Получатель товара лишь ставит отметку о дате и месте получения товара в 24 графе накладной.
Ответственность за правильность заполнения накладной в большинстве случаев несет отправитель груза. Однако несоответствие фактического положения дел с информацией, содержащейся в CMR, вызовет проблемы непосредственно у перевозчика при досмотре груза и транспортного средства.
Поэтому на практике за правильностью заполнения накладной внимательно следят как представители отправителя, так и представители перевозчика (или экспедитора), тщательно проверяя друг друга.
Название компании, юридический адрес, номер телефона и другие реквизиты отправителя, перевозчика и получателя могут вноситься в ЦМР путем проставления штампов. Это не только позволяет сэкономить время на оформление документа, но и помогает избежать ошибок и опечаток.
Для перевозки партии товара одним автомобилем требуется несколько экземпляров накладной. Обычно заполняется 6 или 7 бланков:
Бланки накладных CMR можно купить в специализированных магазинах. Такие бланки продаются на специальной тонкой бумаге, которая одновременно выполняет роль копирки. Кроме того, бланки можно скачать и распечатать на обыкновенной офисной бумаге.
На практике бывали ситуации, когда сотрудники таможни не хотели принимать CMR, выполненные на офисной бумаге, и требовали у водителей или экспедиторов накладную на тонкой.
Это требование является абсолютно незаконным и пресекается указанием на то, что Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом не требует заполнения накладной на специальной бумаге.
В первую очередь в накладную вносится вся информация, которая известна до момента отправки груза, а именно:
Следующей по порядку вносится информация на таможенном пункте пропуска (о прохождении таможенного контроля, выпуска груза и так далее).
Далее свою лепту в заполнение ЦМР вносит получатель груза, делая отметку в 24 графе о принятии груза в пункте назначения.
В последнюю очередь к заполнению приступают представители перевозчика. От них требуется указать в накладной конечную стоимость доставки груза по соответствующему договору.
О языке заполнения CMR. Если транспортировка груза осуществляется в пределах границ стран СНГ, накладную можно заполнять на русском языке. Почти всегда этого достаточно. Если одной из сторон договора является европейская или азиатская компания, ЦМР следует заполнять по-английски.
Компании-перевозчики, работающие на международном рынке, могут без проблем предоставят пример CMR накладной (образец заполнения). Также можно ознакомиться с образцом транспортной накладной CMR ниже.
CMR - сложный документ, ответственность за правильность заполнения которого могут нести все стороны договора перевозки. Ошибки при его оформлении встречаются нередко. Разберем самые распространенные из них.
В накладной указываются юридические адреса отправителя и получателя грузов, а также фактические адреса загрузки и выгрузки товара. Безусловно, это совершенно разные локации. В результате ошибки при заполнении адресов грузовик может привезти товар не на склад, а прямо под дверь офиса получателя.
Нередко встречаются ситуации, когда отгрузка товара задерживается по совершенно разным причинам. Из-за такой задержки нарушаются сроки поставки. Обычно ответственность за нарушение сроков поставки в тексте договора прописывается весьма значительная.
Сторона, вины которой в запоздалой отгрузке нет, должна следить за точным указанием даты и времени фактической загрузки товара на транспортное средство.
Ошибка в указании кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) непременно вызовет проблемы на этапе таможенного оформления груза.
В этом случае нужно будет вносить изменения в документацию. Кроме того, что время, затраченное на исправление ошибки, может вызвать нарушение сроков поставки товара, все это время груз и транспортное средство должны находится на складе временного хранения, и за это также нужно будет заплатить.
Если есть сомнения в правильности указания кода товара, его можно проверить у любого таможенного представителя или напрямую обратившись в Федеральную таможенную службу.
Если у перевозимого груза один получатель, то водителю следует иметь прим себе шесть страниц CMR-накладной:
• одна страница предназначается получателю товара;
• две страницы нужны для конечного расчета стоимости услуг по перевозке (оба экземпляра остаются у перевозчика);
• для прохождения таможенного оформления требуется три страницы накладной.
В том случае, если получателей груза несколько, ЦМР-накладная заполняется на каждого получателя.
Среди страховщиков и предприятий, участвующих в международной перевозке грузов автотранспортом, под CMR-страхованием понимают добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика, выполняющего международный рейс. Этот вид страхования не стоит путать со страхованием груза.
CMR страхование позволяет защитить перевозчика от необходимости возмещения убытков, связанных с повреждением или полной утратой груза в таких случаях:
Минусом такого вида страхования является то, что доказать вину перевозчика не всегда просто. Делать это нужно будет в судебном порядке. Дело в том, что страховые компании, защищая собственные интересы, запрещают перевозчику, заключившему с ними договоры страхования, признавать себя виновным в утере или повреждении груза.
Также стоит заметить, что страховая сумма, указанная в полисе CMR страхования, не всегда достаточна для покрытия полной стоимости груза.
Полис ЦМР-страхования также может включать в себя пункт о возмещении убытков, связанных с нарушением сроков поставки груза по вине перевозчика.