- Утилизационный сбор — что это и для чего он нужен
- Когда утилизационный сбор платить не нужно
- Как рассчитывается утилизационный сбор
- Как и куда уплачивать утилизационный сбор
- Утилизационный сбор в ПТС
В России практически каждый покупатель, импортер или производитель транспортных средств (ТС) платит утилизационный сбор (УС). Рядовой россиянин чаще всего сталкивается с необходимостью свершения этого платежа при ввозе ТС из-за границы. О том, как правильно рассчитать, оформить и уплатить УС при таможенном оформлении, рассказывается в статье.
Утилизационный сбор — что это и для чего он нужен
УС — это своего рода налог, который уплачивается государству за последующую утилизацию ТС. Изначально он был введен только на импортируемые автомобили, но в 2012 году некоторые страны выразили неудовольствие по поводу введенного налога и подали иск в ВТО. Они расценили эту меру государственного регулирования как дискриминационную. Уже в 2013 году сбор применяют к российским производителям.
Сбор был введен для решения нескольких задач:
- Экология. Кроме металла, в старом авто содержатся масло, кислота, полимеры и другие материалы, пагубно влияющие на экологию.
- Сокращение количества старых, заведомо неисправных машин, которые представляют собой опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения.
- Эта мера сохранила свой протекционистский характер в отношении отечественных автопроизводителей. Взамен введенного в 2013 году утильсбора производителям предоставляется промышленная субсидия, размер которой приблизительно равен сбору.
Существует некоторая недоработка в организации утилизации авто. Средства, полученные в бюджет в результате уплаченных сборов, идут на поощрение производителей, а не на компенсацию расходов предприятий, утилизирующих ТС. Таких предприятий на территории РФ восемь, и все участие государства ограничивается заключением с ними договора.
Но, так или иначе, рядовым россиянам, самостоятельно ввозящим авто из-за рубежа, приходится уплатить этот сбор. Суммы могут быть значительными, и поэтому необходимо заранее знать сроки, размеры и способы уплаты утильсбора.
Когда утилизационный сбор платить не нужно
Уплата утильсбора регламентируется статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, а также некоторыми постановлениями Правительства РФ. В пункте 6 упомянутой статьи указаны ТС, освобожденные от уплаты взноса:
- личные ТС переселенцев, которые въезжают в Россию по специальной программе о переселении;
- автомобили, принадлежащие дипломатическим и консульским учреждениям, их сотрудникам и членам семей;
- транспорт, принадлежащий привилегированным и имеющим иммунитет международным организациям;
- раритетные авто, не используемые в бизнес-целях. Их определяют по следующим признакам: возраст старше 30 лет; имеющие оригинальные кузов, двигатель, раму (при наличии); восстановленные владельцем до состояния оригинала. Виды и категории таких ТС устанавливает Правительство РФ;
- ТС возрастом менее 3 лет, которые подпадают под действие процедуры свободной таможенной зоны Калининградской области;
- ТС, ввезенные в Россию временно.
Если ТС приобретено до 01.09.2012, уплачивать сбор не нужно. Владельцы таких ТС оплачивают утилизацию не заранее, а по факту, деньги получает организация, которая будет утилизировать авто.
Все остальные импортеры, производители и изготовители ТС уплачивают УС. Если ранее сбор не уплачивался, его также придется уплатить, даже если транспорт приобретен в РФ.
Как рассчитывается утилизационный сбор
Исчисление суммы сбора производится по простой формуле УС = БС × K, где УС — сумма сбора, БС — базовая ставка, K — коэффициент.
Размер БС установлен в 2012 году и с тех пор не менялся.
Категории ТС
|
Ставка, тыс. руб.
|
Колесные ТС, произведенные на территории РФ, кат. M1
|
20
|
Колесные ТС кат. M2, M3, N1, N2, N3
|
150
|
Шасси колесных ТС кат. N1, N2, N3, M2, M3
|
150
|
Самоходные машины, прицепы
|
172,5
|
Определить, к какой категории относится ТС, можно с помощью техрегламента Таможенного союза, утвержденного КТС от 09.12.2011 № 877.
Коэффициент на каждую категорию ТС постоянно меняется. В 2023 году размер коэффициента зависит:
-
от возраста ТС,
-
категории,
-
допустимой массы,
-
объема двигателя.
Значения коэффициентов можно найти в Перечне № 1291 для колесных ТС, в Перечне № 81 для самоходных ТС.
Как и куда уплачивать утилизационный сбор
Если ТС произведено или куплено в пределах РФ, то УС уплачивается через органы ФНС.
При ввозе ТС из-за границы уплату взносов контролирует ФТС. При прохождении таможенной процедуры необходимо:
-
рассчитать сбор по утвержденной типовой форме. Формы утверждены специальными постановлениями № 129, 81 для колесных и самоходных машин соответственно;
-
уплатить сбор;
-
предоставить:
-
квитанцию об оплате;
-
копии СБКТС, ОТТС или заключения экспертизы (при ввозе импортных машин — товаросопроводительные документы);
-
копии документов, подтверждающих право на освобождение от УС.
Утилизационный сбор в ПТС
Таможенный орган проверит документы, удостоверится, что платеж поступил на корректный КБК. Уполномоченный сотрудник поставит отметку об уплаченном взносе в ПТС в разделе «Особые отметки» или внесет сведения в электронный паспорт.
Если ТС освобождено от уплаты УС, то об этом также делается отметка в ПТС. При этом преференция в ряде случаев закрепляется не за ТС, а за владельцем — например, сотрудником консульства или члена его семьи.
Неуплата таможенного сбора не предусматривает уплату штрафов. Однако в случае неуплаты будут начислены пени.
Если при покупке ТС на территории России отметка об уплате УС или об освобождении от такого сбора отсутствует, значит, уплатить сбор придется покупателю.
![Утилизационный сбор в ПТС Утилизационный сбор в ПТС](/upload/medialibrary/b73/b730479b9c1a67cc3bd9500fb043a79d.jpg)
Особенно внимательно нужно отнестись к отметкам об освобождении. Если льгота соотносится не с транспортом, а с персоной прежнего владельца, то покупателю придется уплатить УС.
Утилизационный сбор — это обязательный платеж при импорте или производстве ТС, который нужно заплатить один раз. Если УС уже был уплачен производителем, экспортером или прежним владельцем, то уплачивать его не нужно.