В России практически каждый покупатель, импортер или производитель транспортных средств (ТС) платит утилизационный сбор (УС). Рядовой россиянин чаще всего сталкивается с необходимостью свершения этого платежа при ввозе ТС из-за границы. О том, как правильно рассчитать, оформить и уплатить УС при таможенном оформлении, рассказывается в статье.
УС — это своего рода налог, который уплачивается государству за последующую утилизацию ТС. Изначально он был введен только на импортируемые автомобили, но в 2012 году некоторые страны выразили неудовольствие по поводу введенного налога и подали иск в ВТО. Они расценили эту меру государственного регулирования как дискриминационную. Уже в 2013 году сбор применяют к российским производителям.
Сбор был введен для решения нескольких задач:
Существует некоторая недоработка в организации утилизации авто. Средства, полученные в бюджет в результате уплаченных сборов, идут на поощрение производителей, а не на компенсацию расходов предприятий, утилизирующих ТС. Таких предприятий на территории РФ восемь, и все участие государства ограничивается заключением с ними договора.
Но, так или иначе, рядовым россиянам, самостоятельно ввозящим авто из-за рубежа, приходится уплатить этот сбор. Суммы могут быть значительными, и поэтому необходимо заранее знать сроки, размеры и способы уплаты утильсбора.
Уплата утильсбора регламентируется статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, а также некоторыми постановлениями Правительства РФ. В пункте 6 упомянутой статьи указаны ТС, освобожденные от уплаты взноса:
Если ТС приобретено до 01.09.2012, уплачивать сбор не нужно. Владельцы таких ТС оплачивают утилизацию не заранее, а по факту, деньги получает организация, которая будет утилизировать авто.
Все остальные импортеры, производители и изготовители ТС уплачивают УС. Если ранее сбор не уплачивался, его также придется уплатить, даже если транспорт приобретен в РФ.
Исчисление суммы сбора производится по простой формуле УС = БС × K, где УС — сумма сбора, БС — базовая ставка, K — коэффициент.
Размер БС установлен в 2012 году и с тех пор не менялся.
Категории ТС |
Ставка, тыс. руб. |
Колесные ТС, произведенные на территории РФ, кат. M1 |
20 |
Колесные ТС кат. M2, M3, N1, N2, N3 |
150 |
Шасси колесных ТС кат. N1, N2, N3, M2, M3 |
150 |
Самоходные машины, прицепы |
172,5 |
Определить, к какой категории относится ТС, можно с помощью техрегламента Таможенного союза, утвержденного КТС от 09.12.2011 № 877.
Коэффициент на каждую категорию ТС постоянно меняется. В 2023 году размер коэффициента зависит:
от возраста ТС,
категории,
допустимой массы,
объема двигателя.
Значения коэффициентов можно найти в Перечне № 1291 для колесных ТС, в Перечне № 81 для самоходных ТС.
Если ТС произведено или куплено в пределах РФ, то УС уплачивается через органы ФНС.
При ввозе ТС из-за границы уплату взносов контролирует ФТС. При прохождении таможенной процедуры необходимо:
рассчитать сбор по утвержденной типовой форме. Формы утверждены специальными постановлениями № 129, 81 для колесных и самоходных машин соответственно;
уплатить сбор;
предоставить:
квитанцию об оплате;
копии СБКТС, ОТТС или заключения экспертизы (при ввозе импортных машин — товаросопроводительные документы);
копии документов, подтверждающих право на освобождение от УС.
Таможенный орган проверит документы, удостоверится, что платеж поступил на корректный КБК. Уполномоченный сотрудник поставит отметку об уплаченном взносе в ПТС в разделе «Особые отметки» или внесет сведения в электронный паспорт.
Если ТС освобождено от уплаты УС, то об этом также делается отметка в ПТС. При этом преференция в ряде случаев закрепляется не за ТС, а за владельцем — например, сотрудником консульства или члена его семьи.
Неуплата таможенного сбора не предусматривает уплату штрафов. Однако в случае неуплаты будут начислены пени.
Если при покупке ТС на территории России отметка об уплате УС или об освобождении от такого сбора отсутствует, значит, уплатить сбор придется покупателю.
Особенно внимательно нужно отнестись к отметкам об освобождении. Если льгота соотносится не с транспортом, а с персоной прежнего владельца, то покупателю придется уплатить УС.
Утилизационный сбор — это обязательный платеж при импорте или производстве ТС, который нужно заплатить один раз. Если УС уже был уплачен производителем, экспортером или прежним владельцем, то уплачивать его не нужно.