usd: 69.8104
eur: 81.0289
jpy: 61.3745
Коносамент – что это такое?

Коносамент – что это такое?

Один из популярных и выгодных видов доставки товаров для внешнеэкономической деятельности – морские перевозки. Первоначально во время транспортировки по морю большое количество груза не доходило до получателя – реализовывалось, закладывалось и т.д. Для того чтобы защитить интересы грузоотправителя, в логистике был введен специальный документ – коносамент, который до сих пор является обязательным к предъявлению при осуществлении морских перевозок. Поговорим подробнее о том, что это за бумага, каковы ее разновидности и функции, а также расскажем, как правильно оформить коносамент.

Заполнение коносамента фото

Коносамент – что это?

Коносамент – вид товарораспорядительного документа, используемый во внешней торговле, удостоверяющий наличие договора о транспортировке товара между грузоотправителем и перевозчиком. Если сформулировать простыми словами, что это такое – по сути, это оформленная официально расписка. Она выдается морской транспортной компанией владельцу груза о том, что перевозчик получил товар и обязуется доставить его получателю.

Коносамент является документом, подтверждающим право держателя распоряжаться грузом. Оформляется на специальном бланке перевозчиком и вручается грузоотправителю только после отгрузки товара, то есть, является и своеобразным актом приема-передачи. Понятие коносамента, правила оформления и реквизиты отражены в Кодексе торгового мореплавания России.

Обратите внимание! Раньше коносамент применялся только при морской или речной транспортировке груза , сейчас этот документ оформляют и при мультимодальных (несколькими видами транспорта) перевозках. Согласно ст.143 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) , в качестве бумаги, подтверждающей получение товара перевозчиком, разрешается вместо коносамента использовать другой документ – морскую накладную.

Функции коносамента

Коносамент – это документ, который имеет многоцелевое назначение, так как выполняет несколько функций.

  • Свидетельство (расписка) о том, что перевозчик получил груз от владельца, с описанием состояния товара – количества, наличия или отсутствия внешних повреждений. В случае возникновения спорных вопросов коносамент будет являться доказательной базой. Если груз поврежден, на лицевой стороне коносамента делается пометка.
  • Подтверждение факта заключения контракта между грузоотправителем и транспортной компанией. Сам по себе коносамент не может заменять договор, так как документ подписывается в одностороннем порядке перевозчиком. Однако основные условия контракта в нем прописываются.
  • Предоставление права на распоряжение транспортируемым грузом. По сути, коносамент – оборотный документ: его можно при перевозке продать, передать на определенных условиях, купить. При этом груз получит уже новый владелец коносамента.
  • Источник сведений о транспортируемом товаре. В документе описано количество груза, наличие или отсутствие повреждений – для транспортной компании это хороший стимул отслеживания условий перевозки. Например, при обнаружении грузополучателем поврежденной в ходе перевозки упаковки, последний имеет право требовать возмещения ущерба. 
  • Товаросопроводительный документ, на основании которого груз передается получателю.
Нужно знать! При получении груза покупатель должен обязательно проверить его на целостность и сохранность. Если этого сделано не было, последующие претензии к транспортной компании-перевозчику предъявить будет невозможно.
корабль в порту фото

Виды коносаментов

В практике международной торговли применяются различные типы коносаментов. Классификация разновидностей зависит от предъявителя документа, маршрута перевозки, наличия отметок относительно состояния груза, типа транспортировки, сроков доставки товара. Представляем основные виды коносаментов.

Общее разделение: оборотный и необоротный

Все коносаменты подразделяются на два общих типа. Оборотный тип (negotiable bill of lading) является ценной бумагой, так как дает возможность владельцу распоряжаться товаром, находящимся еще в пути, до прибытия в порт. Такой коносамент можно передавать третьим лицам – продавать, покупать и закладывать в банке, то есть груз по пути следования превращается в объект товарно-денежного оборота. Отсюда и вытекает название ценной бумаги. 

Гораздо чаще в практике используется необоротный тип коносамента (non-negotiable bill of lading), который фиксирует получателя товара сразу как единственного правообладателя груза. Передача такого документа третьему лицу невозможна. К необоротным относятся именные коносаменты в связи с тем, что в документе указывается имя получателя груза.

Ордерный

К оборотному типу относят ордерные (to-order bill of lading) коносаменты. Такой документ оформляют, если грузоотправитель или получатель передают право третьему лицу на получение груза, причем изменяться владелец за время следования товара может не один раз. На обороте бланка документа проставляется передаточная надпись (индоссамент) с указанием лица, которому передается право получить товар. В связи с тем, что владельцы груза могут за время перевозки меняться не один раз, индоссаментов может быть несколько. Получателем будет тот, чье имя указано в последней записи.

Именной

Этот тип ценной бумаги (straigth bill of lading) оформляется исключительно на конкретное юридическое или физическое лицо, здесь же указывается точны адрес доставки товара. Передача именного коносамента (а значит, и груза) иному получателю невозможна.

На предъявителя

Коносамент (bearer bill of landing), где реквизиты получателя не указываются: груз будет выдан в порту тому, кто предъявит этот документ. На практике такие документы используются весьма редко, так как любое лицо, имеющее такую бумагу, является законным грузополучателем.

Важно! Оборотные – ордерный коносамент и на предъявителя – выгодны в том случае, если покупатель по каким-то причинам не может внести оплату за товар. Оформление таких документов да е т возможность продавцу передать груз иному получателю.

Океанский

Этот вид коносамента (Master Bill of Lading) еще называют основным, главным. Такой документ выдает морская линия, осуществляющая транспортировку. Оригинал наделяет правом получить груз в точке прибытия. По номеру океанского коносамента можно отследить перемещение товара на сайте морской линии-перевозчика.

судно с грузом

Линейный

Линейную форму (liner bill of lading) используют при регулярных морских перевозках на судах, которые следуют по одному установленному маршруту и постоянному расписанию, останавливаясь в определенных портах. Коносамент свидетельствует о том, что товар был принят на борт, перевозчик отвечает за товар с момента погрузки до доставки получателю.

Домашний

Домашний коносамент (home bill of lading) оформляется для того, чтобы избежать проблем, связанных с перевозкой груза. Основные причины составления этого документа:

  • необходимость скрыть сведения о получателе и маршруте транспортировки груза;
  • оказание отправителем или перевозчиком услуг, не относящихся к сфере морской логистики;
  • фрахтователь не желает раскрывать клиенту владельца транспорта;
  • коносамент нужно оформить раньше момента отгрузки.

Чартерный (или фрахтовый)

Чартерный коносамент (chartered bill of lading) оформляют, если товар перевозят на основании договора фрахтования (судно нанимают на определенный период времени или рейс). Фрахтовщик предоставляет фрахтователю судно или его часть для груза. Чартерный коносамент оставляется для нерегулярных перевозок и не считается основанием для оформления контракта о морской перевозке.

Прямой

Этот тип коносамента используется при прямой транспортировке – от одного пункта в конечный, без перевалки в других портах.

Сквозной/мультимодальный

Коносамент сквозного типа (through bill of lading) или мультимодальный (multimodal transport bill of lading) составляется, если перевозка мультимодальная –перемещение груза на нескольких судах или с привлечением других видов транспорта (авто или ж/д). Такой документ использовать удобнее, чем составлять отдельные контракты с каждым транспортировщиком на всех этапах. Доставка груза считается выполненной, когда последний перевозчик передал его получателю. 

Фидерный

Если товар транспортируется не прямым маршрутом, а через промежуточный порт со сменой судна, оформляется фидерный коносамент (short bill of lading). Такое возможно, например, если в порту отгрузки товара не работают суда транспортной компании-перевозчика. Во время погрузки на другой борт локальный перевозчик оформляет отдельный – фидерный документ.

Внимание! Фидерный тип не является товарораспорядительной бумагой, он только выступает в роли контракта между основным транспортировщиком и промежуточным.   Коносамент обязательно предъявляется на пункте таможенного контроля в связи с тем, что последний затребует транспортные документы на часть маршрута , где была пересечена граница.

Чистый

Обычно в чистом коносаменте (clean bill of lading) указывается, что товар находится в удовлетворительном состоянии, в нем отсутствуют пометки или оговорки о дефектах груза или повреждении упаковки.

«Нечистый» (с оговорками)

Этот вид коносамента (claused bill of lading) содержит записи (оговорки) на оборотной стороне бланка о повреждении тары, видимых дефектах товара, несоответствии груза описанию и т.п. Такую бумагу примут в банке при условии, что по договору для оплаты допустимы указанные пометки или оговорки.

 

Важно! При осмотре груза капитан может записывать в коносамент замечания . Подписывая документ, представитель транспортной компании обязуется сдать получателю груз в состоянии и количестве, указанных в коносаменте. Если перевозчик не сделал пометки о внешнем состоянии (повреждении) груза, то оно считается хорошим. Поэтому бремя доказательства в возможных спорах потом ляжет на него!

Коносамент на погрузку и бортовой

Если товар уже передан перевозчику, но еще не помещен на транспорт, составляется коносамент на погрузку (received for shipment). Бортовым коносаментом (shipped) удостоверяется факт погрузки товара на судно, он оформляется, когда продукция уже находится на борту. 

Береговой

  После приемки товара от грузоотправителя, но еще до погрузки на судно оформляется береговой (custody bill of lading) тип коносамента. В это время груз обычно находится на складе транспортировщика. После перемещения на борт в бумаге делается отметка о погрузке, иногда береговой могут заменять бортовым коносаментом.

Сборный (групповой)

Этот вид документа (combined/ collapsible bill of lading) оформляется на несколько грузов, предназначенных для разных получателей.

Если к документу добавляется страховой полис, он может называться застрахованным. Обычно страхуют продукцию, перевозимую в контейнерах. В этом случае коносамент будет выступать как товарораспорядительная бумага и как доказательство, что груз застрахован.

Нужно помнить, что получение груза возможно только по предъявлению оригинала коносамента. Однако при почтовом отправлении возможна задержка или утеря ценной бумаги. Альтернатива – использование услуги телекс-релиза (telex release). После отгрузки товара и оформления коносамента оригинал предъявляется в морской компании, которая, проверив данные, дает разрешение своим представителям в порту назначения выдать товар получателю. На коносаменте ставят штамп, который означает, что документ сдан (surrendered Bill of Lading).

загрузка корабля в порту

Порядок работы с коносаментом

Перед тем, как начинается работа по составлению коносамента, грузоотправитель (или его доверенное лицо) составляет в нескольких экземплярах погрузочный ордер, в который включены данные о перемещаемом товаре:

  • название судна;
  • наименование товара, маркировка груза, его количество;
  • тип упаковочной тары;
  • данные (наименования и адреса) грузоотправителя и получателя);
  • сведения о портах погрузки и доставки.

После отгрузки товара капитан ставит подпись на документ, и один из экземпляров ордера становится штурманской распиской, которая подтверждает факт погрузки продукции на судно. Выдача коносамента грузоотправителю осуществляется в обмен на расписку.

Внимание! Коносамент обычно оформляется в комплекте из трех экземпляров (set of bills) , с идентичным полностью содержанием. Один экземпляр предается отправителю, другой – для перевозчика, последний – отправляют получателю груза. Когда товар будет доставлен, перевозчик передает его получателю в обмен на коносамент – только на оригинал. После этого остальные экземпляры утрачивают юридическую силу.

Заполнение коносамента – как сделать всё по правилам

Для оформления документа используются специальные фирменные бланки (ниже можно ознакомиться, как выглядит документ). Реквизиты вносят методом печати в предназначенные для них соответствующие графы. Вся информация – характеристики груза, сведения об участниках контракта, дате доставки – должна быть полностью идентичной с данными, указанными в остальных документах. Тот, кто оформляет коносамент, должен знать, как заполнять его правильно и учитывать следующее:

  • любые ошибки в заполнении могут стать причиной срывов срока поставки груза;
  • все обязательные реквизиты и расположение каждого из них, независимо от маршрута следования товара и перевозчика, остаются неизменными;
  • грузоотправитель может являться и производителем, и продавцом товара;
  • если груз имеет специфические характеристики (ценность, хрупкость, опасность и пр.), это обязательно нужно указать в коносаменте;
  • каждому экземпляру присваивают оригинальный номер для его идентификации;
  • некоторые графы документа можно не заполнять, если они не играют роли для конкретного перемещаемого товара или условий перевозки;
  • на каждом экземпляре стоит надпись «ORIGINAL», а на копиях документа – отметка «COPY».
Важно знать! Исправления в коносаменте допустимы только с согласия грузоотправителя. При этом внесение корректировок займет много лишнего времени и повлечет дополнительные расходы.

К чему приводит неправильно заполненный коносамент?

Правильное заполнение коносамента – дело непростое. Для того, чтобы избежать проблем, нужно отнестись к процессу внимательно и ответственно. Неправильное заполнение документа может привести к серьезным последствиям:

  • задержке таможенной очистки груза;
  • излишним финансовым расходам на исправление данных;
  • затягивание сроков выгрузки товара в порте назначения;
  • выплате компенсации судна за простой из-за задержки;
  • товар может прийти в негодность.

Образцы коносаментов

Здесь приведены примеры заполнения бланков коносаментов на русском и английском языках, которые вы сможете скачать. 

Большой опыт работы в сфере ВЭД, доскональные знания таможенного законодательства дают право нам утверждать: ваш груз будет оформлен и доставлен в оговоренные сроки и без лишних финансовых расходов.

порт
Вернуться в список
usd: 69.8104
eur: 81.0289
jpy: 61.3745

8 (951) 018-11-18
Яндекс.Метрика