Глобальный товарооборот ведет к повышению нагрузки на таможенные органы в связи с большим объемом обрабатываемых грузов. Выход из данной ситуации - государственно-частное партнерство, подразумевающее создание специальных условий для некоторых участников внешнеэкономической деятельности с многомиллионными оборотами и безупречной репутацией. Один из таких механизмов - присвоение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО).
Данный институт действует на всей территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Уполномоченный экономический оператор получает ряд льгот от государства, в числе которых возможность хранить товары на своем складе, сдавать декларацию и оплачивать таможенные платежи постфактум.
Статус УЭО позволит сэкономить время, деньги на прохождение таможенного контроля, повысить лояльность таможенных инспекторов к компании.
Согласно ст. 430 ТК ЕАЭС, уполномоченный экономический оператор - это юридическое лицо, деятельность которого ведется в полном соответствии с законами стран, входящих в состав ЕАЭС. Правовой статус уполномоченного экономического оператора подтверждается записью в специальном реестре, выдачей свидетельства.
Институт УЭО внедрен на основании Рамочных стандартов безопасности Всемирной таможенной организации. Перед ним ставится упрощение для участников ВЭД ведения мировой торговли.
В рамках государственно-частного партнерства от бизнеса требуется максимальная прозрачность проводимых операций, обеспечение доступа, в том числе онлайн, для таможенных органов к финансовым документам и по основной деятельности. Обмен данными осуществляется в электронном варианте.
Государство предоставляет УЭО ряд привилегий:
В России институт уполномоченного экономического оператора внедрен в 2010 году - после начала действия на территории страны Таможенного кодекса Таможенного союза.
УЭО - это участник ВЭД. Он импортирует и экспортирует товары. При этом организация занимает привилегированное положение по сравнению с другими организациями, занимающимися внешнеэкономической деятельностью.
Уполномоченному экономическому оператору предоставлено право подавать таможенную декларацию на ввозимые товары только после того, как они уже будут на складе грузополучателя. Декларирование грузов компанией со статусом УЭО выполняется в первоочередном порядке. Это экономия времени, возможность ускорить товарооборот.
Декларация подается в таможню по выбору компании, без привязки к местонахождению товара.
Статус УЭО экономит время и деньги не только непосредственно самой компании. Уполномоченный экономический оператор также может стать брокером с надежной репутацией.
Такой статус критически важен, если производится ввоз или вывоз скоропортящейся продукции, детских товаров, сырья, одежды, обуви, оборудования, которое нужно доставить к определенному производственному циклу.
Специальные упрощения - это прохождение таможенного контроля, проведение таможенных операций в особо порядке. В перечень таких послаблений входит следующее:
Полный список представлен в ст. 437 ТК ЕАЭС. Он разделен в зависимости от категории свидетельства УЭО.
К преимуществам статуса УЭО относится возможность использования специальных упрощений, список которых представлен в предыдущем разделе. Также к привилегиям относится оплата ввозных пошлин и иных платежей с отсрочкой до 40 дней.
УЭО может заключить соглашение с таможенным органом, где детально прописать положение о сотрудничестве, порядок обмена данными, иные моменты, позволяющие упростить ввоз и вывоз товаров.
Уполномоченный экономический оператор - это участник ВЭД, относящийся к категории низкого уровня риска. Исходя из данной оценки в отношении такого субъекта применяются облегченные формы таможенного контроля.
Ведение бизнеса в статусе УЭО - это оптимизация затрат на прохождение таможенного контроля, сокращение сроков данной процедуры. Участник ВЭД может размещать груз на своем складе, строить наиболее выгодный для себя маршрут. Облегчение логистики упрощает поставки из-за рубежа.
На таможне не будет задержек, очередей - для УЭО созданы привилегированные условия.
УЭО - это меньше документов, которые нужно согласовать с таможней. Так, можно поставлять несколько партий продукции в разобранном виде и указать для них единый код ТН ВЭД.
Для примера рассмотрим поставку импортера без статуса УЭО и с соответствующим статусом. УЭО вправе выпустить груз до декларирования либо по заявлению, фиксирующемуся в таможенном деле, если товар оказался на растаможке.
Как свидетельствует ст. 120 ТК ЕАЭС, ответственный специалист таможенного поста должен присвоить документу номер не позднее одного часа после поступления заявления. При условии, что УЭО подал его в рабочее время.
При обычном импорте выпуск продукции будет произведен в течение одного дня после подачи таможенной декларации, если поставка не попала на выходные дни.
Срок выпуска товара может затянуться до 10 дней, если такое решение примет руководитель таможенного органа на посту.
Законодатель дает право организации со статусом УЭО производить расчет по пошлине и другим платежам до 15-го числа месяца, следующего за месяцем ввоза или вывоза товара. Компания получает от этого ряд выгод:
УЭО - это организация из перечня предприятий с низким уровнем риска. Следовательно, сведена к минимуму возможность требования со стороны таможенных органов пересмотреть таможенную стоимость груза в сторону ее увеличения.
Экономия заключается и в размещении УЭО таможенного склада временного хранения на принадлежащих ему площадях. Значит, не нужно оплачивать подобные услуги сторонним предприятиям. Отсутствие груза на СВХ при таможне ограничивает его досмотр ответственными сотрудниками государственного органа.
Не будет начисляться демередж - плата за простаивание морского судна на время досмотра таможенным органом.
Перевозчик со статусом уполномоченного экономического оператора может предоставить практически 100% гарантию обеспечения целостности упаковки и сведения к нулю риска утери груза благодаря полному контролю над товаром на всех этапах транспортировки.
Не каждая организация может получить статус УЭО. Это должна быть крупная компания с многомиллионными оборотами и безупречной репутацией: своевременно уплачивающая налоги, иные обязательные платежи, не привлеченная к административной ответственности по таможенным нарушениям за последний год.
Есть требования и к репутации руководителя организации, его главного бухгалтера, учредителей и держателей не менее 10% акций, а именно они не должны быть привлеченными к уголовной ответственности за таможенные и налоговые нарушения, экономические преступления.
Условия присвоения статуса УЭО | 1 тип | 2 тип | 3 тип |
---|---|---|---|
Осуществление внешнеэкономической деятельности либо деятельности в сфере таможенного дела не менее 3 лет (таможенный перевозчик - 2 года) | ✔ | ✔ | ✔ |
Обеспечение исполнения обязанностей УЭО | ✔ | ||
Отсутствие во всех государствах-членах неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов | ✔ | ✔ | ✔ |
Отсутствие в государстве-члене задолженности (недоимки) в соответствии с налоговым законодательством | ✔ | ✔ | ✔ |
Отсутствие фактов привлечения во всех государствах-членах к административной ответственности за определенные правонарушения в течении 1 года до регистрации заявления таможенным органом | ✔ | ✔ | ✔ |
Отсутствие фактов привлечения физических лиц государств-членов, являющихся акционерами, имеющими 10 процентов и более акций, учредителями (участниками), руководителем, главным бухгалтером, к уголовной ответственности за определенные правонарушения | ✔ | ✔ | ✔ |
Наличие системы учета товаров, обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям | ✔ | ✔ | ✔ |
Финансовая устойчивость | ✔ | ✔ | |
Нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (части помещения) и (или) открытых площадок. | ✔ | ✔ | |
Соблюдение требований к сооружениям, помещениям (или) открытым площадкам, средствам идентификации, транспортным средствам и работникам | ✔ | ✔ | |
Наличие не менее 2 лет в реестре УЭО с выдачей свидетельств первого и (или) второго типов | ✔ |
Условия включения в реестр УЭО в разрезе типа свидетельства прописан в ст. 433 ТК ЕАЭС.
Свидетельство отзывается, а организация исключается из реестра уполномоченных экономических операторов, если она перестанет соответствовать условиям включения в перечень УЭО, а также будут выявлены следующие нарушения:
Подробные основания для исключения из реестра УЭО указаны в ст. 435 ТК ЕАЭС. В ней же отмечается право приостанавливать статус уполномоченного экономического оператора.
Реестр уполномоченных экономических операторов ведет ФТС России. Для присвоения специального статуса российская компания должна соответствовать следующим условиям:
Уполномоченному экономическому оператору выдается свидетельство первого, второго или третьего типа. Для первого варианта документа организация должна соответствовать всем критериям, описанным в данной статье выше («Критерии для получения статуса УЭО»), а также иметь возможность представить обеспечение на сумму не менее 1 млн. евро.
Обеспечение исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора в размере, эквивалентном не менее чем 1 миллиону евро.
Для получения свидетельства второго типа уполномоченного экономического оператора не требуется обеспечение, если компания докажет свою финансовую состоятельность. В ином случае сумма обеспечительных мер составляет 150 тыс. евро. Всем иным критериям она должна соответствовать. Дополнительно такому предприятию нужно соблюдать одно из следующих условий:
Свидетельство третьего типа можно получить только после отработки в качестве оператора первого или второго типа не менее двух лет.
Сумма обеспечения для операторов со свидетельством первого типа может быть снижена в зависимости от срока работы организации в статусе УЭО: два года - 700 тыс. евро, четыре года - 0,5 млн. евро, пять лет - 300 тыс. евро, шесть лет - 150 тыс. евро.
Для УЭО со свидетельством первого типа предусмотрены следующие льготы:
УЭО со свидетельством второго типа также может выпустить товары до их декларирования, не предоставлять обеспечение на них, рассчитывать на первоочередной досмотр или осмотр груза. Также ему предоставляются следующие привилегии:
При наличии свидетельства третьего типа оператор будет обладать совокупностью прав своих коллег, которые имеют свидетельства только первого или второго типа.
Отчетность предоставляется ежегодно - не позднее 30 апреля следующего года. Документ в электронном виде подписывается усиленной квалифицированной подписью и направляется через личный кабинет оператора.
Заявление оформляется по форме, определенной решением Коллегии ЕАЭС от 26 сентября 2017 г. № 128. Она одинаковая для всех, независимо от типа планируемого к получению свидетельства.
В заявлении указываются основные данные компании, ставится знак в виде галочки напротив типа свидетельства, который планируется получить.
В разделе про условия включения в реестр также претендент выбирает подходящее для себя окошко.
Обязательны для заполнения данные о гражданах, которые относятся к руководящему составу и владельцам бизнеса.
В соответствующую таблицу заносится информация, подтверждающая состоятельность участника ВЭД, наличие у него складских помещений, территорий для временного хранения грузов.
Заявление заполняется в том же порядке, как если бы компания претендовала на свидетельства первого или второго типа.
Формы отчетов утверждены приказом ФТС России от 20.12.2018 № 2077. В данном правовом акте также отражен порядок заполнения и представления отчетных документов, указаны их сроки и варианты направления (через личный кабинет, нарочным, почтой).
Перечень документов не окончательный, все зависит от категории компании-заявителя, ее истории.
На первом этапе заявитель направляет заявление в таможенный орган (только в Центральный аппарат) о включении в реестр УЭО с приложением подтверждающих довод документов. Через пять рабочих дней после поступления письма ФТС России направляет ответ о принятии заявки. С этого дня начинается отсчет 100 дней: именно столько времени нужно, чтобы ФТС России приняла решение о включении компании в перечень УЭО.
На втором этапе проводится выездная таможенная проверка, к которой нужно подготовить пакет документов согласно уведомлению таможенного органа. Инспектора изучат не только документы, но осмотрят офис, производственные и складские помещения. На выездную проверку отводится один месяц. По результатам подготавливается акт.
Когда надзорный орган убедится, что документы в порядке, деятельность компании соответствует требованиям к УЭО, ФТС России направляет заявителю предварительное решение о включении в реестр. В ином случае организация получит отрицательный ответ.
На третьем этапе нужно представить таможенному органу документы, подтверждающие возможность принятия обеспечительных мер на сумму 1 млн. евро. Это может быть банковская гарантия или поручительство иных лиц. Документы должны быть представлены в ФТС в течение двух месяцев.
После получения гарантии центральный аппарат издает приказ о включении компании в реестр УЭО с выдачей свидетельства.
Реестр УЭО публикуется на сайте ФТС России. На данный момент в нем более 180 записей. В перечне не только компании с действующим статусом, но также исключенные организации и предприятия, которые приостановили деятельность в виде УЭО.
Статьей 442 ТК ЕАЭС определены обязанности УЭО, в числе которых соблюдение условий включения в реестр, исполнение своих обязательств по сдаче отчетности, уплате пошлин, налогов, соблюдению законодательства, ведению прозрачного и честного бизнеса, своевременному информированию таможни об изменениях, влияющих на возможность нахождения в привилегированном положении.
При допущении нарушений компании грозит ответственность в виде приостановления статуса, исключения и реестра, а также от административной вплоть до уголовной на руководителя, главного бухгалтера.
Таким образом, свидетельство уполномоченного экономического оператора может быть отозвано в случае допущения нарушений различного характера. Лучшим способом избежать этого является безукоризненное соблюдение законов, честное ведение ВЭД.